Главная » Статьи » Йога

Бхакти-йога

Бха́кти-йо́га (санскр. भक्ति योग, bhakti yoga?) — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма.

Практика бхакти-йоги направлена на установление и культивацию личностных взаимоотношений с одной из форм или ипостасей Бога посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью.

Практика бхакти-йоги настоятельно рекомендуется различными священными писаниями индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги в настоящую эпоху Кали-югу.[1] В «Бхагавата-пуране», бхакти описывается как стадия совершенства, превосходящая по уровню духовного осознания даже мокшу, а в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме, одном из основных направлений индуизма, традиционно существуют девять форм бхакти-йоги.


Философская основа


«Бхакти» — это санскритский термин, который используется для обозначения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога. Практика развития взаимоотношений с Богом называется бхакти-йогой. В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:

  1. шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
  2. дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
  3. сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
  4. ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
  5. мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному

В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В кришнаизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.

Бхакти включает в себя ряд общих принципов, также характерных для других мировых религий.

Девять форм бхакти-йоги

В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:

  1. Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
  2. Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
  3. Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
  4. Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
  5. Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
  6. Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
  7. Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
  8. Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
  9. Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.

Бхакти в «Бхагавата-пуране»

Основная статья: Бхагавата-пурана

Девять видов бхакти-йоги также описываются в «Бхагавата-пуране»:

« Махараджа Прахлада сказал: Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы, и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание. »

Эти девять видов бхакти-йоги помогают преданному постоянно находится в контакте с Богом. Методы джапы и внутренней медитации преданного на выбранную им определённую форму Бога (ишта-девата) пользуются особой популярностью в различных школах бхакти.

Бхакти — это процесс йоги, целью которого является духовный, любовный союз с Богом. Форма Бога и тип этого любовного союза разнится в различных течениях бхакти в индуизме, однако основная суть процесса всегда остаётся неизменной.

[править] Бхакти-йога в «Бхагавад-гите»

Основная статья: Бхагавад-гита

Несмотря на обширное религиозное и философское применение «Бхагавад-гиты» в различных её толкованиях многочисленными течениями индуизма, «Бхагавад-гита» является также богословской основой индуистского теизма бхакти, в особенности в вайшнавизме. Из слов Кришны в «Бхагавад-гите» очевидно, бхакти является могущественнейшей движущей силой в духовной жизни вайшнава-преданного:

« Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придёшь ко Мне. »
« Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога. »

Движения бхакти

Основная статья: Бхакти
Статуя в Бангалоре, изображающая Шиву в медитации

Движения бхакти являются монотеистическими по своей направленности, и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиве или Шакти как верховной ипостаси Бога. Эти движения, появившиеся вслед за установлением трёх систем веданты, влили новые силы в индуизм и явились ответом на эмоциональные и мировоззренческие запросы Индии, которые также нашли своё выражение в Бхаратанатьям и произвели радикальный переворот в индуистских обрядах и молитвах, сравнимый лишь с влиянием Шанкарачарьи. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах многотысячелетней истории Индии.

В то время как новые философские течения, появлявшиеся в Индии на протяжении истории, работали в основном на интеллектуально-мировозренческом уровне, меняя образ мысли людей, бхакти всегда легко находила путь в сердца всех благодаря тому, что взывала к самому естественному чувству любви и перенаправляло его от бренных объектов материального бытия на высочайшие цели самоосознания и любовного служения Богу. Либеральное по своей сути, движение бхакти часто отвергало строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной брахманической системы индуизма. В то же время, надо заметить, что послания бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, закованных в строгие правила кастовой реалии.

Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, также как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ненужных и поверхностных ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.

Известные проповедники бхакти



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Бхакти-йога
Категория: Йога | Добавил: volha_vixen (04.11.2010)
Просмотров: 437 | Рейтинг: 0.0/0

Вход

Категории раздела

Таро [16]
Камни [115]
Викка [13]
Астрал, ОС, ВТО [8]
Руны [27]
Амулеты & талисманы [2]
Ароматерапия [39]
Благовония & свечи [6]
Энергозащиты [0]
Сущности [1]
Йога [13]
Биоэнергетика [2]
Растения [6]
Чакры [6]
Праздники [13]
Википедия о магии [33]
Гадания [6]

Поиск

Сейчас на сайте

Сейчас читают: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0