Главная » Статьи » Таро

Карты Таро

Карты Таро

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карты Таро́ (от фр. Le Tarot, итал. tarocchi) — колода из 78 карт, появившаяся в Средневековье, в наши дни используется преимущественно для гадания. Изображения на картах Таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому традиционно Таро связывается с «тайным знанием» и считается загадочным.

Описание колоды карт Таро


Карты типичной колоды Таро делятся на две большие группы:

Происхождение Таро

Происхождение карт Таро обросло многочисленными легендами. Но, как считается большинством современных исследований, карты Таро появились в Италии в начале XV столетия (1420—1440). Дошедшие до нас колоды тех времён представляют собой роскошные карты ручной работы, выполненные для аристократии. На сегодняшний день нет достоверной информации о том, что карты появились ранее. Иногда историю Таро пытаются начать с 1392 года, поскольку существует датированная им запись, согласно которой у Жакмина Грингонье была заказана колода карт для французского короля Карла VI, и некоторые из этих карт до сих пор хранятся в Париже. Однако колода «Таро Карла VI», хранящаяся в Национальной Библиотеке — это колода ручной работы конца XV в. северо-итальянского типа. Поэтому, возможно, заказанная для короля колода была обычной колодой для карточных игр.

Здесь сразу следует сделать замечание, что убеждение, будто 52-карточная игральная колода произошла от карт Таро — миф. Действительно, самым ранним документальным упоминанием игральных карт является указ о запрете карточных игр в Берне, датированный 1367 годом. Но как уже было отмечено, рождение Таро принято датировать XV веком, то есть более поздним сроком. Для Европы того времени не было секретом, что обычные игральные карты пришли из исламского мира, о чём свидетельствует запись итальянского живописца Николо Кавелуццо, сделанная в 1379 году в хрониках его родного города: «введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими "наиб"». Эти ранние карты имели четыре масти: чаш, мечей, монет и клюшек для поло (которые европейцы восприняли как палки) и фигуры, состоящие из короля и двух чиновников-мужчин. Лишь позднее Таро добавит к этому набору женскую фигуру и 22 оригинальных козыря. Что касается игральных карт с привычными для нас мастями (трефами, пиками, червами, бубнами), то их в употребление введут французы незадолго до 1480 года. Те, кто утверждает, что игральные карты произошли от Таро, убеждены, что доказательством этому служит джокер. По их мнению, это единственный уцелевший козырь Таро («Шут»), а остальные козыри были упразднены. Но, видимо, это так же является заблуждением. Джокер возник в США около 1857 г. и использовался в качестве т.н. «дикой» карты в покере, или в качестве старшего козыря в игре юккер.

Что касается происхождения самого названия Таро, то известно, что первоначально карты назывались «карты триумфов (козырей)» (итал. carte da trionfi), однако около 1530 г. итальянское слово «tarocchi» (в ед. ч. «tarocco») начинает использоваться, для того чтобы отличить игру с Таро от игры с обычными козырями (triumphs – trumps). Сразу же отметим, как и обычные игральные карты, Таро использовалось именно в азартных целях, а именно использовались в игре, напоминающей бридж. Эта игра была очень популярна в Европе, в неё продолжают играть и сейчас, особенно во Франции.

Легенды

Существует легенда, что в Дpевнем Египте был хpам, в котоpом было 22 комнаты, а на стенах комнат были изображены символические каpтины, от котоpых впоследствии пpоизошли Великие Аpканы Таpо.[

Другие считают, что Таро произошло из Каббалы (двадцать две буквы и десять Сефиpот Каббалы - основа системы Таpо) и считают отпpавной точкой в истоpии Таро 300 год нашей эры - примерную дату создания "Сефер Йецира", фундаментального тpуда по Каббале. 

Цыганская легенда

Давным-давно, много лет тому назад, люди высокого сознания обнаружили, что мир начал наводняться людьми, неспособными воспринимать целостность. Появилась опасность, что всемогущие силы, предназначенные для использования во всеобщее благо, могут уничтожить планету, если знания законов природы станут доступны тем, кто не испытывает к ней любви. Поэтому высшие, руководствуясь своей мудростью, зашифровали все эти законы и великие техники в образы, скрытые в 78 картах. Они отдали карты странникам, из которых никто даже и не подозревал о скрытых в них великих древних знаниях. Мы называем этих скитальцев цыганами, а колоду - Таро, что означает:

  • TORA - закон
  • ATOR - природа
  • ROTA - круг
  • ORAT - речи

Функции

Игра

Гадальные карты

Невозможно утверждать абсолютно точно, с какого момента карты Таро стали использоваться не только в игре, но и при гадании. Однако первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Такие стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 г.) они относятся к судьбе человека. Интересно, что в 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, некто Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ предсказания с помощью карт масти монет обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гадании. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний, возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в Болонье, датированные 1700 годом, в которых недвусмысленно описываются гадательные значения карт Таро.

Расклады

Эзотерика и оккультизм

Таро и эзотерическая традиция

То, что карты Таро произошли от обычных игральных карт, не исключает возможности присутствия в них герметической, гностической или каббалистической символики, поскольку раннее итальянское Возрождение, породившее Таро, было временем большой интеллектуальной активности. Поэтому герметизм, астрология, неоплатонизм, пифагорейская философия и неортодоксальная христианская мысль, процветавшая тогда, могли оставить свой след в символике Таро.

Подобные символические «следы» в Таро натолкнули более поздних исследователей на мысль, что Таро происходит от каких-то древних культур вроде египетской или вавилонской, что эта система представляет собой тайный свод мудрости прошлого. Первыми известными нам исследователями в этой области были Кур де Жеблен (Geblen) и граф де Мелле. В 1781 году выходит их книга «Первобытный мир», в последней главе которой как раз и утверждается, что Таро восходит к египетской традиции, хотя из истории возникновения карт нам известно, что это не так. Как бы то ни было, но эта работа изменила судьбу Таро. С этих самых пор на колоду взглянули как на таинственную оккультную систему, а Марсельское Таро, использованное в исследовании, превратилось в образец, с которого в последствии рисовались многие другие колоды и на основе которой велись оккультные исследования. Заметим так же, что в ранних версиях Таро не было не только астрологических символов, букв иврита, но даже номеров. Таковой была, например, колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом, изготовленная в XV столетии (1428г) художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. Лишь в 1470 году появится колода карт Montegna, на которой будут изображены классические боги, а так же астрологические символы.

Особняком в ряду исследователей символизма Таро стоит учитель математики и парикмахер Альетт, на которого идеи книги де Жеблена произвели большое впечатление. Альетт, посвятив себя оккультным занятиям, разработал свою систему гадания по картам. В истории он известен, как Эттейла, этот псевдоним был анаграммой собственного имени исследователя.

Следующим после Жеблена и Мелле заметным исследователем оккультного значения Таро стал Элифас Леви. В 1856 г. в своей работе «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, ассоциируя Старшие арканы Таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического древа. Именно этой схемой пользовался С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таро «Золотой Зари». В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические атрибуты Таро в своем манускрипте «Книга Т».

Далее этим вопросом занимался Артур Эдвард Уэйт (Уайт), который в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Помелла Колеман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари», нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера.

Заметный вклад в исследование этой области внёс Алистер Кроули, который в 1944 году оканчивает работу над своей колодой «Таро Тота», фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а так же их каббалистическим и астрологическим соответствиям. Однако, несмотря на огромный вклад в изучение системы Таро, его Колода не была издана при его жизни; это случилось позднее, при использовании картин Фриды Харрис, которые она рисовала согласно указаниям Кроули для его колоды.

Французская и английская школы Таро

Крупные исследователи символики Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской. Главное различие школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов.

Основоположником французской школы является Элифас Леви. Согласно воззрению этого лагеря исследователей, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква иврита «алеф». Основоположник английской школы, Мазерс, помещает «Шута», нулевой аркан, перед «Магом», поскольку ноль — есть начало всех других чисел, как Ничто, есть прародитель всех вещей. В этой системе соответствия алеф, соотносится уже с «Шутом».

Психология и архетипы

Явление универсальности карточного символизма хорошо отразил Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов, а потому персонажи Таро представляют собой образы, которые как и образы мифологические, общезначимые для человеческой психики. Поэтому некоторые психологи используют образы, заимствованные из Таро, чтобы идентифицировать состояние клиента с определённым принципом. Это позволяет не только описать состояние человека, но зная особенности данного архетипа, предугадывать сильные и слабые стороны клиента, которые затем могут быть проанализированы. По сути, это напоминает то, что делали поэты XVI столетия. Отсюда следует, что символика Таро, в силу её архетипичности, многоуровневая и имеет множество вариантов понимания: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой. Заметным исследователем Таро через психологию стал Хайо Банцхаф. В книге "Таро как путь Героя", Банцхаф предложил синтез теории Дж. Кемпбелла о Пути Героя с осмыслением последовательности Старших Арканов. Существуют концепции соответствия Придворных карт Таро с юнговской типологией и типологией Майер-Бриггс. Из русских авторов, заслуживают внимания психологические исследования Антонины Величко, которая развивает концепцию Банцхафа, Галины Бедненко, исследующей принципы Старших арканов в русле юнгианской аналитической психологии и Олега Телемского, чья книга "Прыжок в бездну вершин", представляет собой попытку осмыслить карты Таро через литературные и поэтические аналогии.

Дизайн колод

В зависимости от использованной стилистики, различные знаменитые колоды получили имена:



Источник: http://ru.wikipedia.org
Категория: Таро | Добавил: volha_vixen (15.06.2009)
Просмотров: 1051 | Рейтинг: 0.0/0

Вход

Категории раздела

Таро [16]
Камни [115]
Викка [13]
Астрал, ОС, ВТО [8]
Руны [27]
Амулеты & талисманы [2]
Ароматерапия [39]
Благовония & свечи [6]
Энергозащиты [0]
Сущности [1]
Йога [13]
Биоэнергетика [2]
Растения [6]
Чакры [6]
Праздники [13]
Википедия о магии [33]
Гадания [6]

Поиск

Сейчас на сайте

Сейчас читают: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0